Информация об организации

РУКОВОДСТВО ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

РУКОВОДСТВО ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Проведение проверки контролирующим органом

  1. Кто и когда может проверить юридическое лицо и индивидуального предпринимателя.
  2. Основания внеплановой проверки.
  3. Уведомление о проверке и документы, предъявляемые «контролером» до начала проведения проверки.

4.Применение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.

  1. Проведение контрольной закупки в рамках мероприятий по контролю.
  2. Профилактическая роль контрольно-надзорной деятельности.
  3. Права и обязанности юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Следует помнить, что положения Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ), устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются: — при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия; — при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования; — при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации; — при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу; — при осуществлении налогового контроля; — при контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; — при контроле и надзоре за обработкой персональных данных; — и другие исключения, предусмотренные ч.3, 3.1 ст.1 Закона № 294-ФЗ. В данной памятке приведены общие требования к контрольно-надзорной деятельности, предусмотренные Законом № 294-ФЗ.

  1. Кто и когда может проверить юридическое лицо и индивидуального предпринимателя.

Деятельность бизнеса контролируют свыше 30 госорганов плюс органы муниципального контроля. О том, какие проверки вашего бизнеса запланированы на 2019 год можно узнать на сайте proverki.gov.ru, на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, либо на официальных сайтах органов контроля. Согласно ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ до 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в случае применения в рамках надзора риск — ориентированного подхода. Льгота не действует, если за последние три года: — компании выписывали административные штрафы за грубое нарушение законодательства; — приостанавливали ее деятельность или дисквалифицировали руководителя; — аннулировали или приостанавливали действие лицензии. В случае если Вы, являясь субъектом малого предпринимательства, включены в сводный план проверок, Вы вправе в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268 обратиться в орган контроля с заявления об исключении проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Законодатель прояснил ситуацию, когда в назначенную дату проверка срывается: директор отсутствовал, офис заперт и т. п. В этих случаях контролеры составят акт о невозможности проведения проверки и в течение трех месяцев надзорный орган вправе назначить новую плановую или внеплановую проверку. Внеплановая проверка бизнеса может произойти в любое время, тем более что с 01.01.2017 для этого введены новые основания.

  1. Основания проведения внеплановой проверки

Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

3) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

г) нарушение требований к маркировке товаров;

4) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

5) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обращаем внимание, что по ряду видов государственного контроля (надзора), указанных в ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ могут устанавливаться особенности в части оснований внеплановых проверок.

  1. Уведомление о проверке и документы, предъявляемые «контролером» до начала проведения проверки.

О проведении плановой проверки ЮЛ и ИП уведомляются органом контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, согласованной с органом прокуратуры, ЮЛ и ИП уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. По проверкам, согласованным с органами прокуратуры, а также при наличии информации о фактах нарушения прав потребителей уведомление о проведении внеплановой выездной проверки действующим законодательством не предусмотрено. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля (надзора) и только должностными лицами, которые указаны в нем. Одновременно с предъявлением служебных удостоверений проверяемому лицу либо его представителю под роспись вручается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий. Кроме того, по просьбе проверяемого лица проверяющие обязаны ознакомить его с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения. В случае если проведение внеплановой проверки подлежало согласованию с органом прокуратуры, проверяемому лицу должна быть предъявлена копия документа о согласовании проведения проверки. С 1 июля 2016 года должностные лица на проверках не вправе требовать разрешения, выписки из ЕГРП и другие документы, которые есть в распоряжении надзорного органа. С 01 января 2017 года у ЮЛ и ИП органы контроля не вправе требовать представления документов, информации до даты начала проведения проверки. В рамках предварительной проверки у ЮЛ и ИП могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

  1. Применение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.

Применение риск-ориентированного подхода на проверках бизнеса действует с 3 сентября 2016 года (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). Компании относят к определенной категории риска, и это влияет на количество плановых проверок. Компании с низким риском освобождены от плановых проверок. Каждый надзорный орган сам определяет категорию риска и класс опасности компании, исходя из того, насколько вероятны нарушения со стороны компании и насколько негативными будут последствия. При этом учитывается информация о ранее проведенных проверках, назначенных штрафах. Если предприятию не присвоена категория риска, то его относят к самому низкому, 6-му классу опасности. С 1 января 2018 года риск-ориентированный применяется ко всем видам надзора.

  1. Проведение контрольной закупки в рамках мероприятий по контролю.Законодателем введено новое мероприятие по контролю – контрольная закупка (действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям). Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора). Контрольная закупка проводится: — по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона для проведения внеплановых выездных проверок. — без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. — только по согласованию с органами прокуратуры. — в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. О проведении контрольной закупки составляется акт, и ЮЛ или ИП он представляется для подписания лишь в случае выявления нарушений. Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок будут установлены Правительством Российской Федерации.
  1. Профилактическая роль контрольно-надзорной деятельности.

На органы надзора с 01.01.2017 возложена обязанность проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. Открытый перечень таких мероприятий установлен ч.2 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ. Кроме того, введено новое положение о мероприятиях по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с ЮЛ и ИП (ч.1 ст. 8.3 ФЗ № 294-ФЗ). В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с ЮЛ и ИП сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований орган контроля (надзора), направляет ЮЛ, ИП предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при следующих условиях: — отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами — причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, — а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, — и если ЮЛ и ИП ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований. В предостережении предлагают ЮЛ и ИП принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган контроля (надзора). Вместе с тем ничто не мешает контролерам впоследствии назначить внеплановую выездную проверку при наличии установленных законом оснований. Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ введена статья 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

  1. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Памятка для субъектов предпринимательства по вопросам проведения проверок органами государственного и муниципального контроля

Целью разработки настоящей памятки является изложение в доступной форме ключевых требований законодательства, регламентирующего проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Настоящая памятка ориентирована, прежде всего, на субъектов малого предпринимательства. Информация представлена в форме ответов на основные вопросы, которые могут возникнуть у представителей бизнес-сообщества в ходе осуществления деятельности.

  1. Какими нормативными правовыми актами регулируется проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, существуют ли особенности регулирования отдельных видов контроля?

Отношения в области организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон № 294-ФЗ).

Частями 3 и 3.1 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ установлены случаи и виды контроля, на которые положения данного закона не распространяются. Наиболее актуальными из них для субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

- проведение оперативно-розыскных мероприятий, производство дознания, проведение предварительного следствия;

- осуществление прокурорского надзора, правосудия и проведение административного расследования;

- расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидация их последствий;

- налоговый контроль;

- таможенный контроль.

Деятельность органов государственной власти в указанных случаях регламентируется специальным законодательством (УПК РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и т.д.).

Кроме того, частью 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ установлено 35 видов государственного контроля (надзора), для которых особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Среди них:

- лицензионный контроль (ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

- федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции (ст.29.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 13.11.2012 № 1162);

- федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства (ст.ст.353, 360 Трудового кодекса РФ);

- федеральный государственный пожарный надзор (ст.ст.6, 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»);

- государственный строительный надзор (ст.54 Градостроительного кодекса РФ);

- государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль (ст.ст.71-72 Земельного кодекса РФ).

На все иные виды государственного и муниципального контроля, не перечисленные в частях 3, 3.1 и 4 Федерального закона № 294-ФЗ, положения данного закона распространяются в полном объеме.

  1. Какие основания для проведения проверок установлены законом, как часто проверки могут проводиться?

Федеральным законом № 294-ФЗ предусмотрено 2 вида проверок: плановые (статья 9) и внеплановые (статья 10).

По общему правилу плановые проверки проводятся 1 раз в 3 года. Но для отдельных видов контроля установлена иная периодичность проверок (ч.4 ст.1, ч.9 ст.9 Федерального закона № 294-ФЗ). Основанием для проведения проверки является ее включение в согласованный с органами прокуратуры план проверок на соответствующий год. Планы проверок публикуются на официальных сайтах органов контроля.

Сводный план проверок всех органов контроля размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет http://genproc.gov.ru. (раздел «Сводный план проверок») и на сайте Федеральной государственной информационной системы Единый реестр проверок https://proverki.gov.ru. Зайдя на один из этих Интернет-ресурсов по ИНН можно получить подробную информацию о том, какие органы и когда запланировали в текущем году проверку юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Плановая проверка в обязательном порядке должна быть начата в месяц, установленный планом органа контроля.

Общими основаниями для проведения внеплановых проверок являются:

- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении нарушений;

- поступление в органы контроля обращений и заявлений граждан и организаций, информации от органов власти, из СМИ о возникновении угрозы причинения либо причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Выездная проверка по этому основанию в обязательном порядке согласуется с органами прокуратуры;

- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

- поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требования прокурора о проведении внеплановой проверки.

Кроме того, для отдельных видов контроля (они перечислены в ч.4 ст.1 Федерального закона № 294-ФЗ) могут устанавливаться иные основания для проведения внеплановых проверок и случаи их обязательного согласования с органами прокуратуры (указываются в специальных законах, регулирующих соответствующий вид контроля, например в ст. ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для лицензионного контроля).

Периодичность проведения внеплановых проверок действующим законодательством не регламентирована.

  1. В каких формах могут проводиться плановые и внеплановые проверки?

Как плановые, так и внеплановые проверки могут проводиться в форме:

- документарных (органом контроля для оценки соблюдения субъектом предпринимательства законодательства при осуществлении деятельности у него истребуются и изучаются необходимые документы без выхода на объект);

- выездных (по месту осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя органом контроля изучаются документы, обследуются объекты, производимая продукция и т.д.).

  1. Существуют ли предельная продолжительность проверок?

В силу ст.13 Федерального закона № 294-ФЗ срок проведения выездных и документарных проверок не может превышать двадцать рабочих дней.

Срок проведения плановой проверки содержится в соответствующей графе плана органа контроля. При этом в соответствии с законом в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Это означает, что вне зависимости от количества органов контроля, проводящих плановые проверки в отношении конкретного малого предприятия или микропредприятия, общий срок этих проверок не может превышать в год 50 часов или 15 часов соответственно. В целях соблюдения этих сроков даты проведения проверок органы контроля обязаны согласовывать или проводить плановые проверки совместно.

  1. Каким образом должностное лицо органа контроля обязано уведомить о предстоящей проверке и какие документы предъявить в подтверждение законности проведения проверки?

В силу ст.14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля.

В распоряжении (приказе) наряду с иными сведениями в обязательном порядке указывается информация о виде проверки и ее основаниях, должностных лицах, уполномоченных на проведение проверки, дата начала и продолжительность проверки.

Также в распоряжении указывается цели, задачи, предмет проверки, превышать которые должностное лицо не вправе. Например, если внеплановая проверка проводится с целью контроля за исполнением предписания, проверяться могут лишь только те нарушения, которые указаны в предписании. Действия, направленные на выявление иных нарушений, в данном случае будут незаконными.

До начала проверки заверенные печатью копии распоряжения или приказа о проведении проверки вручаются под роспись должностными лицами органа контроля руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ (обращение о причинении вреда или угрозе его причинения), юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

  1. Как оформляются результаты проверки?

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте проверки наряду с иными сведениями указывается информация о продолжительности проверки выявленных нарушениях. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (представителю), юридического лица, индивидуальному предпринимателю, а случае невозможности личного вручения направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки субъект предпринимательской деятельности вправе представить в соответствующий орган контроля в письменной форме возражения. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган контроля.

  1. Какие меры может принять должностное лицо органа контроля в случае выявления нарушений в ходе проверки?

В соответствии со ст.17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления нарушений должностные лица органа контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, могут:

- выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и дальнейшим контролем за его исполнением, в том числе путем проведения внеплановых проверок;

- возбудить дело об административном правонарушении.

  1. Что такое Единый реестр проверок и учетный номер проверки?

В целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов в Российской Федерации создан единый реестр проверок (адрес в сети Интернет - https://proverki.gov.ru.).

Ведение единого реестра проверок призвано способствовать прозрачности плановых и внеплановых проверок, обеспечить защиту прав субъектов предпринимательской деятельности.

Обязанность по внесению сведений в единый реестр проверок вводится поэтапно:

1) с 01.07.2015 – для органов федерального государственного контроля (надзора) и их территориальных подразделений (Госпожнадзор, Роспотребнадзор, Росреестр, Ространснадзора, Ростехнадзор, Гострудинспекция, ФМС и т.д.);

2) с 01.07.2016 – для органов регионального государственного контроля;

3) с 01.01.2017 – для органов муниципального контроля.

При внесении органом контроля в единый реестр проверок информации о проверке ей присваивается учетный номер. Наличие учетного номера проверки – дополнительная гарантия законности ее проведения.

Поэтому руководитель или иной представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель вправе потребовать у должностного лица органа контроля сообщить сведения об учетном номере проверки, а затем самостоятельно на указанном выше Интернет-сайте проверить достоверность представленной информации, наличие оснований для проведения проверки.

Общедоступная часть Единого реестра проверок по каждой проверке содержит следующие сведения:

1) учетный номер проверки;

2) информация, указываемая в распоряжении или приказе о проверке;

3) информация, указываемая в акте проверки;

4) указание результатов проверки;

5) указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений.

  1. Могут ли обладать полномочиями по контролю не органы государственной власти и местного самоуправления, а общественные организации, иные юридические лица?

Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля, федерального государственного пробирного надзора, а также контроля за соблюдением требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выполнение иными юридическими лицами (например, общественными организациями по защите прав потребителей) мероприятий по контролю запрещено. Такие юридические лица и их работники обладают общими правами как потребители товаров (работ, услуг) того или иного предпринимателя и не вправе выдвигать обязательные требования о предоставлении не предусмотренных для общего доступа документов, возможности обследования не являющихся общедоступными помещений и объектов, бесплатного получения образцов продукции для их исследования и т.д. В том числе не наделены полномочиями по контролю ветеринарные врачи, располагающиеся на объектах массовой торговли и осуществляющие свою деятельность на основании договоров.

  1. Что такое «надзорные каникулы» и на кого они распространяются?

Так называемые «надзорные каникулы» или запрет в 2016 - 2018 годах проводить

09:40
291