Информация об организации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к прогнозу социально-экономического развития МО «Дичнянский сельсовет» Курчатовского р-на Курской области на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к прогнозу социально-экономического развития

МО «Дичнянский сельсовет» Курчатовского р-на Курской области

на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов

Бюджетный прогноз муниципального образования Дичнянский сельсовет Курчатовского района на период до 2026 года (далее – бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки бюджетного прогноза на долгосрочный период, утвержденным постановлением Администрации Дичнянского сельсовета от 21 сентября 2020 г. №237 Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области на долгосрочный период. Разработка долгосрочных бюджетных прогнозов повышает обоснованность принимаемых в этой сфере решений, давая возможность всесторонне оценить их отдаленные последствия. Достижению данной цели способствует прозрачность бюджетной политики: обнародование и широкое общественное обсуждение результатов долгосрочного бюджетного планирования. Долгосрочное планирование может также стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов. Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование способно сыграть важную роль в повышении сбалансированности и качества бюджетной политики в целом. Кроме этого, долгосрочное планирование дает возможность сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов.

Основные итоги развития бюджетной системы муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области

С каждым годом роль бюджета как важнейшего инструмента социально-экономической политики непрерывно возрастает, что связано с проводимой бюджетной политикой по мобилизации собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала, концентрации средств на решение социальных и экономических задач, повышение эффективности бюджетного процесса. Основанное на современных принципах, эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других приоритетов социально-экономического развития. В предшествующие годы осуществлялось активное развитие бюджетной системы муниципального образования, итогом которого стали: создание четкой законодательной регламентации процесса формирования и исполнения местного бюджета, осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств; осуществление перехода от годового к среднесрочному формированию местного бюджета на трехлетний период; внедрение системы казначейского исполнения местного бюджета; обеспечение прозрачности бюджетной системы и публичности бюджетного процесса в муниципальном образовании. Местный бюджет на 2024 год будет сформирован не только по программам и подпрограммам, но и по основным мероприятиям, что позволило обеспечить увязку расходов бюджета с конкретными программными мероприятиями, а также предоставило возможность оценки достижения целей, задач и результатов реализации государственных программ. Кроме этого, это способствует повышению открытости информации о структуре и направлениях бюджетных расходов. Муниципальные программы соответствуют целевым показателям, установленным Указами Президента Российской федерации от 7 мая 2012 года, дорожными картами и показателями прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района.

Цели и задачи реализации бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области

Бюджетная политика муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области направлена на обеспечение социальной и экономической стабильности образования, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Основными направлениями бюджетной политики муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области являются улучшение качества жизни людей, адресное решение социальных проблем,повышение качества государственных и муниципальных услуг. Основные задачи бюджетной политики муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области : обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы; повышение качества управления общественными финансами, эффективности расходования бюджетных средств; совершенствование муниципальных программ и достижение поставленных целей, для реализации которых имеются необходимые ресурсы; повышение эффективности предоставления государственных услуг; недопущение кредиторской задолженности по заработной плате ; усиление внутреннего финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита; повышение открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами, расширение практики общественного участия при обсуждении и принятии бюджетных решений; внедрение принципов инициативного бюджетирования предполагающих участие граждан в определении и выборе предметов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Налоговая политика муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области соответствует приоритетным направлениям развития налоговой системы Российской Фе­дерации в целях создания условий для устойчивого экономического роста, изложенными в основных направлениях нало­говой политики Российской Федерации, Налоговая политика на долгосрочную перспективу будет обеспечивать преемственность целей и задач налоговой политики предыдущих периодов и ориентирована на формирование благоприятных условий для развития инвестиционной и предпринимательской деятельности. Будет проводиться ежегодная оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) местных налоговых льгот, установление налоговых льгот на ограниченный период в зависимости от целевой направленности льготы, проведение анализа эффективности льготы для принятия решения о её возможном продлении. Основной целью долговой политики является эффективное управление муниципальным долгом для обеспечения сбалансированности бюджета. Административная деятельность по достижению данной цели состоит в организации привлечения, погашения и обслуживания муниципального долга Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области. Основными задачами долговой политики являются: достижение приемлемых и экономически обоснованных объема и структуры муниципального долга; минимизация стоимости заимствований. Долговая политика основывается на следующих принципах: сохранение объема муниципального долга муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области на экономически безопасном уровне в пределах ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и Курской области, а также рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации; сохранение условий для снижения стоимости и оптимальных сроков заимствований. Полнота и своевременность исполнения долговых обязательств муниципального образования.

Описание основных сценарных условий, параметров вариантов долгосрочного прогноза и обоснование выбора варианта долгосрочного прогноза в качестве базового для целей Бюджетного прогноза

Прогнозы социально-экономического развития муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области на среднесрочный период 2024-2026 годов и долгосрочный период разработаны на основе основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации, а также с учетом Стратегии социально-экономического развития Курской области, Курчатовского района на период до 2030 года. В зависимости от полноты и скорости реализации задач, определённых документами муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области , сформированы три варианта развития: консервативный, базовый и целевой.

Консервативный вариант развития экономики разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий. Консервативный вариант развития экономики является наихудшим из трех вариантов. Консервативный (инерционный) сценарий предполагает сохранение инерционных тенденций, минимальную динамику развития в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более жесткой денежно-кредитной политики. Инерционный сценарий отражает развитие экономики в условиях замедления внутреннего спроса.

Базовый вариант развития экономики характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных ожиданий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства; его можно охарактеризовать как умеренно-оптимистический. Базовый сценарий развития представляется наиболее вероятным для реализации, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

Целевой вариант развития экономики основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития и решении задач стратегического планирования. Именно в случае реализации целевого (оптимистического) сценария ожидается наиболее активная динамика социально-экономического развития. Данный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Внешние условия в целевом сценарии сохраняются на уровне базового сценария, при этом предполагается разработка и реализация ряда мер экономической политики, направленных на обеспечение инвестиционной ориентации экономики, максимальное сокращение неэффективных издержек и затрат.

Прогноз основных характеристик местного бюджета на период до 2024 года

Прогнозирование доходов

Прогноз основных характеристик произведен с учетом прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области на 2024-2026 годы и действующих основных направлений налоговой и бюджетной политики. Прогнозирование налоговых и неналоговых доходов осуществлялось отдельно по каждому виду налога или сбора в условиях хозяйствования (налогооблагаемая база, темпы роста (снижения), фонда оплаты труда, индексы-дефляторы цен промышленной продукции), а также с учетом фактического поступления доходов за предыдущие периоды и предложений главных администраторов доходов бюджета. При расчете налоговых и неналоговых доходов были учтены изменения действующего налогового и бюджетного законодательства. По налогу на доходы физических лиц расчет долгосрочного прогноза поступлений осуществлен исходя из индекса-дефлятора, характеризующего темп роста фонда заработной платы. Объемы поступлений по остальным налоговым доходам, а также неналоговым доходам на долгосрочный период в основном рассчитаны с применением ежегодной динамики роста, учтенной при формировании доходной части бюджета на период 2024-2026 годов.

1. Структура и динамика доходной части бюджета муниципального образования «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области за период 2020-2021 годов характеризуется следующими показателями: тыс. руб.

Показатель ОТЧЕТ 2022 год Удельный вес в общей сумме доходов % Прогноз 2023 год Удельный вес в общей сумме доходов
Доходы 21082,8 100 28932,8 100
1. Налоговые и неналоговые доходы 16307,4 77,3 25021,6 86,5
1.1. Налоговые доходы 9718,1 46,0 5228,1 18,1
1.2. Неналоговые доходы 6589,3 31,3 19793,5 68,4
2. Безвозмездные поступления 4775,4 22,7 3911,2 13,5
В долгосрочной перспективе существенных изменений в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования не ожидается – основной удельный вес будут составлять налоговые и неналоговые доходы. Основными налоговыми доходными источниками бюджета по-прежнему останутся налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Удельный вес перечисленных налогов составит в общем объеме доходов местного бюджета В 2023 году 86,5%. Рост поступлений по налоговым доходам за период 2022-2023 годы с учетом утвержденных показателей по прогнозу социально-экономического развития муниципального образования составит 9,2%. Планирование расходов

Планирование расходов в среднесрочном периоде осуществлялось в соответствии с Порядком и методикой планирования бюджетных ассигнований местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Основными приоритетами при формировании параметров стало безусловное финансовое обеспечение задач, поставленных Президентом РФ в «майских указах» 2012 года, повышение эффективности бюджетных расходов.

Структура и динамика расходной части бюджета муниципального образования за период 2022-2023 годов характеризуется следующими показателями: тыс. руб.

Показатель ОТЧЕТ 2022 год Прогноз 2023 год Прогноз динамика за период 2020-2021 годы
Расходы (базовый вариант) т.р. 11849 14915 3066
Структура и динамика расходов бюджета муниципального образования за период 2020-2021 годов характеризуется следующими показателями: тыс. руб.
Показатель ОТЧЕТ 2022 Удельный вес в общей сумме расходов % Прогноз 2023 Удельный вес в общей сумме расходов %
Расходы всего 17054,8 100 35701,3 100
Общегосударственные вопросы 8156,6 47,8 21412,6 60,0
Национальная оборона 245 1,4 280,3 0,8
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 54,6 0,3 900,0 2,5
Национальная экономика 297,4 1,7 224 0,6
Жилищно-коммунальное хозяйство 5751,5 33,7 11254,4 31,6
Охрана окружающей среды
Образование 5 0,0 9 0,0
Культура, кинематография 1992,3 11,7 646 1,8
Здравоохранение
Социальная политика 70,8 0,5 254,2 0,7
Физическая культура и спорт 401,1 2,5 633,9 1,8
Средства массовой информации 0 0 0 0
Межбюджетные трансферты 74,5 0,4 86,9 0,2

Расходы бюджета муниципального образования определены исходя из оценки доходов бюджета 2022 года. Расходы бюджета муниципального образования сформированы в рамках муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности. В соответствии с Перечнем муниципальных программ муниципального образования, утвержденным Администрацией Дичнянского сельсовета, на территории муниципального образования реализуются 12 муниципальных программ. Кроме этого при формировании расходной части местного бюджета до 2025 года ежегодно предусмотрены непрограммные расходы, не распределяемые по муниципальным программам. Несмотря на индикативный характер, данные показатели позволят спрогнозировать распределение расходов, определить предельные объемы расходов на реализацию каждой из государственных программ в увязке с прогнозом основных бюджетных параметров, создать стимулы для выявления и использования резервов в целях перераспределения расходов и повышения эффективности использования бюджетных средств. Долгосрочное бюджетное планирование позволит перейти к полноценному использованию программно-целевых методов управления за счет повышения предсказуемости и стабильности расходов на реализацию государственных программ.

Управление муниципального долга

При планировании долговой политики на период до 2026 года Администрация Дичнянского сельсовета стремится к тому, чтобы муниципальный долг, темпы его роста и структура могла обеспечить социально-экономическое развитие муниципального образования .В качестве основного источника заемных ресурсов могут планируются бюджетные кредиты на пополнение остатков средств бюджета, предоставляемые районным бюджетом.Расходы на обслуживание муниципального долга планируются исходя из условий соглашений с Финансовым отделом района , а также прогнозируемого объема муниципального долга. На данную перспективу заемные средства не планируются.

Оценка и минимизация бюджетных рисков

В условиях неопределенности процесс планирования и исполнения местного бюджета сопряжен с возникновением рисков, приводящих к отклонению фактически полученных бюджетных показателей от запланированных назначений. Можно выделить следующие бюджетные риски:

1. Риск расходной части бюджета – это возможность отклонения фактических бюджетных назначений по расходам от плановых по величине и времени исполнения: недофинансирование или превышение первоначально запланированных объемов финансирования, направляемых на реализацию обязательств.

2. Риск доходной части бюджета – это возможность неполного и несвоевременного получения доходов: поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также образование кредиторской задолженности из-за недофинансирования мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

3. Риск несбалансированности бюджета. Этот риск возникает при исполнении местного бюджета с разными величинами доходов и расходов. Возможность получения дефицита или профицита при исполнении бюджета должна рассматриваться как рисковая. Оценка ее в таком качестве позволяет заблаговременно прогнозировать рост или сокращение кредиторской задолженности, введение или отмену налогов.

4. Риск долговой нагрузки на бюджет муниципального образования «Дичнянский сельсовет»

Долговая политика оказывает непосредственное влияние на формирование расходов будущих периодов. В целях минимизации вышеперечисленных рисков в муниципальном образовании «Дичнянский сельсовет» принимаются следующие меры:

1) проводится постоянная работа: по мобилизации собственных доходов в бюджет ; по оптимизации расходов местного бюджета; по сокращению расходов бюджета на содержание аппарата управления и подведомственных муниципальных учреждений, по повышению эффективности бюджетных расходов, в том числе путем осуществления государственных и муниципальных закупок посредством проведения конкурсов, запросов котировок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившим в силу с 1 января 2014 года;

2) проводится долговая политика умеренно низкого уровня муниципального долга. Текущий проект бюджетного прогноза муниципального образования «Дичнянский сельсовет» до 2026 года будет дорабатываться с учетом уточнения параметров бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. 

15:25
52